12+ Последний номер:
24 Апреля 2024 года
Юрьянские ВЕСТИ
общественно-политическая газета Юрьянского района Кировской области

История моего дома

0 486 30.05.2020, 12:40 Общество

Я живу на улице Пристанская в посёлке Мурыгино вместе с мамой и папой. Люблю наш дом, реку Вятку, на берегу которой он стоит. Сейчас мне шесть лет, скоро пойду в школу. Захотелось узнать больше про наш дом, оказалось, у него такая интересная история! Ей и посвятила свою исследовательскую работу. Благодарю всех взрослых, кто помог осуществить её.

 

Дело в том, что дом по улице Пристанская под номером два является родовым гнездом моей семьи. Старшее поколение связывает эту постройку с историей Вятского пароходства, а историю его делала в том числе и наша семья.

Тема настолько любопытная, что для начала хотелось узнать совсем раритетные вещи, например, что за суда ходили по Вятке.

По речке на трамвайчике

Весной 1939 года газета «Кировская правда» писала, что 24 мая на Вятке прошли ходовые испытания речного трамвая. В этот день прогулку по реке совершили комсомольцы горсовета. Каюты судна были оборудованы дубовой мебелью, мягкими диванчиками. А неделю спустя, 30 мая, оно уже выполняло рейсы на линии: Киров – Красное – Лесозавод № 1.

Судно могло вместить 75 – 80 пассажиров. Позже оно получило название «В.И. Чапаев». К этому времени по Вятке уже ходил переправочный катер с двигателем внутреннего сгорания «Гирсово», было несколько моторных лодок, одна из которых принадлежала спасательной станции.

Прошло ещё два десятка лет, и на смену колёсным пароходам в 1958 году на вятские линии стали поступать теплоходы. Уже в майские праздники пассажирский теплоход ПТ-162 тюменского производства совершил первые рейсы до пристани города Кирово-Чепецка.

В апреле 1959-го капитан Третников был назначен командовать вятским теплоходом и оправился принимать его в Великий Устюг. Это было судно типа «ВТ» под номером 304. Его мощность составляла 300 лошадиных сил, пассажировместимость – 170 человек. После приёмки судна начался путь на Вятку, который проходил по пяти рекам и пяти озёрам, через одиннадцать областей и автономных республик. А всего расстояние составляло более трёх тысяч километров.

Это было последнее каютное судно, поступившее в Вятское пароходство. По мере получения теплоходов пароходы стали списывать. Последние пароходы «Сильный» и «Резвый» списаны в 1987 году.

Катер на… крыльях

В навигацию 1958 года на Вятке появилась самоходная баржа-рефрижератор с водомётным двигателем, изготовленная в Нолинском районе на Аркуль-ском заводе «Памяти С.М. Кирова».

Грузоподъёмность баржи – 40 т, осадка – до 70 см, длина – 30 м. В апреле следующего года на Вятку прибыл первый пассажирский теплоход с водомётным двигателем, который вмещал 170 пассажиров.

11 февраля 1962-го «Кировская правда» сообщала читателям, что на железнодорожной платформе в Кировский речной порт доставлен первый катер на подводных крыльях, выпущенный в г. Горьком. С началом навигации он стал активно работать на реке.

Прошло ещё шесть лет. «Кировская правда» от 2 июня 1968 года информировала читателей, что в Киров из Москвы прибыл первый скоростной теплоход типа «Заря». Судно вмещало до 83 пассажиров и могло передвигаться со скоростью до 90 км/час. Капитаном первого скоростного теплохода на Вятке был Е.Ф. Исупов. В 1971 году Вятское речное пароходство получило первое судно на воздушной подушке типа «Зарница».

Увы, в наши дни остаётся только вспоминать удивительные экскурсионные поездки по реке на различных пароходах и теплоходах. Речное судно стало редкостью на водных просторах Вятки.

Значение судоходства для посёлка

Название «Пристанская» улица получила от пристани, которая на ней располагалась. В шутку местные жители называли свой посёлок «портовым городом». Там стояли несколько частных домов и бараков. В каждом бараке по 12 комнат, по комнате на семью, независимо от числа её членов.

До 60-х годов доехать до областного центра можно было только по реке Вятке. В советское время ходили пароходы «Салтыков-Щедрин», «Плеханов», «КИМ». До Кирова добираться надо было шесть часов, до Халтурина – целую ночь. По реке в Мурыгино везли мебель, промышленные товары, сплавляли лес, недалеко от пристани располагалась лесобиржа. Из Советска на баржах везли бутовый камень для ремонта дорог. На пристани был построен зал ожидания.

Наш адрес сегодня

В настоящее время дом номер два по улице Пристанская является жилым многоквартирным строением в частной собственности. Он поделён на три квартиры, в каждой живут члены моей семьи. В квартире № 1 – прабабушка Любовь Геннадьевна Белоногова (бабушка мамы). В квартире № 2 – моя семья. Квартира № 3 в данный момент находится на капремонте, её владелец – мой дядя Александр Николаевич Вожегов (брат мамы).

Каждая из трёх квартир имеет свою отдельную историю, она уходит в далёкие 60-е. Именно в 1966 году прадедушка Белоногов Анатолий Алексеевич женился на Любови Геннадьевне. Новая семья образовалась в д. Гольцы, что на противоположном берегу Вятки у Котельнича.

В том же году Анатолию Алексеевичу предложили должность начальника пристани в Мурыгино. Без раздумий прадедушка дал согласие, взял на себя управленческую должность и получил комнату в зале ожидания, при пристани, для себя и жены. Жили скромно. Прабабушка работала кассиром-матросом в зале ожидания и на дебаркадере в период навигации, она продавала билеты, передавала по селектору информацию в Киров о прошедших через пристань судах.

В соседней комнате проживал шкипер Пленков Николай Семёнович. А в третьей – бывший начальник пристани с семьёй, он же старший брат прадедушки Белоногов Борис Алексеевич.

В этом же здании есть ещё два помещения: сам зал ожидания с кассой и жилая квартира, в ней проживал начальник пристани, отправленный на пенсию, по фамилии Булычёв.

В 1972 году здание пристани передали в ведомство фабрики «Красный курсант». Прадедушку с семьёй переселили во временное жильё, а в зале ожидания сделали ремонт. После него семья прадедушки переехала в 1/3 часть дома. Зал ожидания и бывшая квартира Булычёва также стали полноценными квартирами.

Жизнь текла, менялись соседи... В 2006-м квартиру, некогда бывшую залом ожидания, купили бабушка и дедушка (Елена Анатольевна и Николай Алексеевич Вожеговы), ещё через десять лет и третья квартира стала собственностью моего дяди. Так здание зала ожидания на пристани превратилось в родовое гнездо Белоноговых-Вожеговых-Паникаровских.

На снимках: современный вид бывшей пристани (Пристанская, 2); Василиса Паникаровская; все четыре брата Белоноговых – Борис, Анатолий, Леонид и Николай – работали в Вят-ском пароходстве; такие суда раньше ходили по Вятке.

В. Паникаровская, воспитанница детсада

«Малиновка» (руководитель Е.Н. Скуратовская,

воспитатель детсада, консультант А.Г. Россохина, методист ЦДТ) 

Архив номеров

пнвтсрчтптсбвс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930