12+ Последний номер:
18 Апреля 2024 года
Юрьянские ВЕСТИ
общественно-политическая газета Юрьянского района Кировской области

Жизнь, посвящённая родной земле

0 530 01.01.2022, 10:23 Общество

Здесь, в газете, мы предлагаем рассказ от первого лица. Вот что Алексей Константинович поведал о себе, скажем так, основные вехи...


– Я родился 1 января 1932 года в деревне Высоково. Семья у нас была большая, родители и шестеро детей – два сына и четыре дочери. Я был четвёртым ребёнком.
В 1943-ом, в разгар войны, в родной деревне закончил начальную школу. Через год хотел продолжить учёбу в семилетней школе на Ивановщине, но проучился всего три дня – по причине полного отсутствия обуви, а эти три дня ходил босиком... Но помню, всегда много читал, разные хорошие детские книжки. Любовь к чтению так и осталась на всю жизнь.
Но вернусь в детство. В войну, в 12 лет, я начал трудовую деятельность. Первое своё рабочее лето 43-го года пастушил овец вместе с напарником в нашем колхозе «Путь к коммунизму». В 44-ом уже стал «взрослым» – боронил, пахал поля на лошадях и быках. Это было очень трудное, голодное время. Вспоминается, как садились мы на передышку, быку отдавал скудный обед, а сам головку от клевера ел... За тот период отмечен медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.».
Мой отец Константин Дмитриевич на фронт ушёл в 1941-ом, домой вернулся в 45-ом. До войны работал бухгалтером, потом продолжил это дело. А мама Ефросинья Никаноровна в то время пошла на железную дорогу, потому что там давали хлебные карточки на семью – серьёзный аргумент против тяжёлой работы. Мама работала с топором – делала стыки между рельсами и шпалами.
Ну а я в 1949-ом году пошёл учиться в железнодорожное училище в Мурашах, по истечении шести месяцев стал слесарем-кочегаром паровоза, чем гордился. Но поскольку 18 лет мне ещё не было, сесть на паровоз не разрешили. Зато поручили ремонтировать его паровую машину, то есть непосредственно освоить слесарную науку.
И вот через полгода, в 1950-ом, меня допустили к паровозу, тогда это были хорошие Лебедянские локомотивы. Я ездил третьим лицом – подбрасывал в топку уголь. Так прошло два года. Многому научился, перевозили разные грузы, маршруты у нас проходили в республику Коми – до станций Микуль, Печора и других.
Наступил 1952 год. Срочная служба в армии. Я попал в Новосибирск, в войска ПВО. После шестимесячной «учебки» отправились на стрельбы, где я показал достойные результаты, и мне командир отделения дал отпуск, отпустил съездить к родителям. А там, на родине, меня ждала любовь – Юлия Сергеевна, с которой познакомились ещё до армии. В отпуске мы и поженились. Супруга слыла знатной дояркой, комсомолкой, в 1950-м, как передовик, даже ездила в Москву на фестиваль молодёжи и студентов.
Ну а я продолжил службу, она длилась три года. И всё бы ничего, только однажды заморозил ноги, пальцы на одной ноге пришлось ампутировать.


Вернулся в Высоково, но не в сельское хозяйство. Снова подался на железную дорогу, но ненадолго, вскрылась армейская рана на ноге, паровоз пришлось оставить. Устроился в артель «Красный лесоруб» в Юрье (потом из неё выросла мебельная фабрика). Я был машинистом локомобиля – паровой машины, дававшей электриче-ский ток. Потом вообще уехал на Урал, на медный рудник, но там произошла авария, и снова возвращение в свою деревню...
Так получалось, куда бы не уезжал, всё-равно жизнь возвращала к селу. Судьба? Наверное.
Я стал трудиться в колхозе на разных работах. В какой-то период из хлама собрал заброшенный на свалке автомобиль ГАЗ-51, потом целое лето возил на нём стройматериалы для фермы, которую рубили мужики. А зимой пошёл учиться на шофёра, после чего получил документ водителя второго класса. Одновременно ремонтировал двигатели. Мне нравилось всё, что связано с техникой. Поэтому вполне закономерно, что в 1959 году поступил в Нолинское сельхозучилище, по окончании которого стал трактористом-механизатором.
В 60-е годы работал механиком. Тогда было приобретено много техники: семь гусеничных тракторов, четыре колёсных и восемь комбайнов. Всё это «висело» на мне, что означало, в страду должно было находиться в рабочем состоянии. Тогда многому пришлось учиться самостоятельно.
Но чувствовал, знания нужны ещё. И в 1969-м сдал все предметы за семилетнюю школу, которая находилась в Замежнице. Районное начальство, коим был райком партии, начало по-настоящему признавать во мне механика. «Наверху» с уважением приняли факт, когда в Высоково в 1966 году пробурили скважину и протянули водопровод, сначала на ферму, а потом к жилым домам. Этот водопровод верой и правдой прослужил много лет. Его заменили совсем недавно, пару лет назад.
Ну а мне предложили новую должность – секретаря парторганизации в колхозе. В Юрье тогда же собрали руководителей, у которых не было высшего образования, группа набралась – 36 человек. Вошёл туда и я. И снова учёба – шестимесячные курсы при Кировском сельхозинституте и одновременно Бобинский техникум, в нём получил образование агронома. Курсы до конца закончить не получилось. За полмесяца до их завершения меня вызвали и направили в Великорецкое – председателем колхоза «Память Ильича», где проработал семь лет. Приказ партии не обсуждался, надо было поднимать сельское хозяйство. А про курсы сказали: «Потом закончишь».
А потом новый приказ: назначить председателем колхоза в родном Высоково. Это был период больших строек: возвели фермы – стоят до сих пор (их видно на правой стороне от дороги, когда едем в Киров), Дом культуры, который также работает сегодня, склады...
Но приходится сказать, напряжённый ритм жизни привёл к инфаркту, от чего долго восстанавливался. Мою просьбу «уволиться с должности председателя» решали в области, такие были порядки.
...Конечным этапом трудовой деятельности стало директорство завода ЖБИ в Северном. Это период с 1982 по 1987 годы. Там же я получил квартиру, где проживаю и сейчас.
К созданию этого посёлка оказался причастным и я. Дело было так. В начале 80-х воинская часть решила отгородиться от гражданского населения, обнесла территорию колючей проволокой, сделала её закрытой. И рабочие, чтобы заступить на смену на завод, вынуждены были делать огромный круг, через проходную.
Надо было что-то решать. Возникла идея строить свой посёлок. Но на это необходимо разрешение в Москве. Послали туда гонца. Через какое-то время из столицы пришло распоряжение в область. Тогда председатель облисполкома вызвал меня и генерала дивизии, доложил обстановку, что на строительство нового посёлка выделено 1 млн. 200 тыс. рублей, по тем временам большие деньги. Посёлку мы дали название Северный, мотивируя, что расположен он к северу от Юрьи. Провели телефонную станцию на 100 номеров. Было построено многое: 18-квартирный дом, двухквартирные дома, начальная школа, детсад, магазин, баня, поселковый совет, в котором помимо местной власти располагались почта и медпункт.
Завод ЖБИ немало сделал и для района. Стоит вспомнить про строительство терапевтического отделения в Юрье. Главврач райбольницы того периода Арнольд Иванович Сысоев каждую неделю был на планёрке: просил бетон, цемент, металл, трубы... Давали, выделяли и рабочих.
Про семью. Дорогой Юлии Сергеевны уже нет 30 лет. Как и одного из сыновей, к большому сожалению. У нас выросло два сына, есть два внука и три правнука.
… Сейчас живу в половине двухквартирного дома. Продолжаю читать, теперь всё больше прессу. Давно выписываю и читаю газету «Юрьянские вести», слежу за новостями из «Аргументов и фактов». Три года назад исправил зрение (поменял хрусталик глаза). Вижу нормально. Начиная с 1955 года, вожу машину, пересдавая на права и проходя медкомиссию. Сейчас у меня автомобиль «Самара».
Летом – огород, четыре сотки. Всегда свои огурцы, помидоры, картошка. Люблю выбираться в лес по грибы, правда, в последнее время родные одного не отпускают – только с кем-то. Заботятся.
Такая вот жизнь, если кратко.
От редакции. Мы восхищены, какая ясная память у А.К. Брязгина. Юбиляр бодр, подтянут, выглядит спортивно. С юбилеем Вас, Алексей Константинович! Будьте здоровы!


Елена КАЗАКОВА.
Снимки из семейного альбома Брязгиных

 

Архив номеров

пнвтсрчтптсбвс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930