12+ Последний номер:
17 Апреля 2024 года
Юрьянские ВЕСТИ
общественно-политическая газета Юрьянского района Кировской области

На родине предков

0 362 13.07.2019, 11:08 Общество

Вятский край,

Любимый край,

До тебя доеду,

Передам поклон земной

От моего деда.

Нет его –

Ушёл он в высь,

Ну а я остался,

Память вечную храня,

Слезами умывался.

И скорбит любимый край

О своём сыночке.

Дед ушёл и сегодня

Он поставил точку.

А. Автаев

Недавно в редакции побывал гость из Екатеринбурга Александр Владимирович Автаев и поделился тем, что очень хотел бы побывать на родине своего деда в теперь уже исчезнувшей деревне Поляны, что была когда-то в великорецкой стороне. У него большое желание найти земляков деда. Словом, корни тянут к истокам. А пока он написал обо всём этом рассказ, который публикуем (с сокращениями) в нашей газете.

Посвящается моему деду Старикову Анатолию Алексеевичу – горному инженеру, уроженцу деревни Поляны Верховинского (Юрьянского) района Кировской области (на снимке).

От станции Юрья Дед и Внук шли в быстром темпе по запылённой просёлочной грунтовой дороге.

– Дед, постой! – взмолился Внук. – Куда ты меня тащишь? Не могу больше! Слышишь?

Внук остановился. Была середина августа, лето катилось к своему логическому завершению, но, несмотря на это, солнце палило нещадно. Душно. Стояла сухая погода. Давно уже не было ни капли дождя. В последнее время это стало погодной нормой лета в вятском крае. Пыль поднималась при любом движении. Насекомые, как могли, досаждали идущим, то залетая в глаза, то кусая ноги и руки.

– Слышу, слышу, – пробурчал Дед, не снижая темпа. Потом резко остановился, обернулся и подошёл к Внуку:

– Ты сам же хотел поехать со мной и побывать на земле предков? – От зноя, быстрой ходьбы и нытья Внука Дед начинал раздражаться.

– Да, сам, – подтвердил внук.

– Тогда чего ноешь? Ты уже не маленький, исполнилось 13 лет. Мне восьмой десяток, а я иду, не хнычу! Если будешь ныть, оставайся тут, посередь дороги, и ной дальше! – Дед резко развернулся и зашагал прочь, ещё что-то проворчал, но внук расслышал только: «...взял на свою голову...».

Внук, постояв минуту в раздумьях, догнал Деда:

– Зачем? – отдышавшись, спросил. – Понять не могу...

– Что зачем? – вопросом на вопрос ответил Дед.

– Ну, ехать в глушь... далеко... тратить деньги... Зачем?

– Вроде взрослый, а ничего не понимаешь...

Дед остановился, поискал взглядом удобное место, но не найдя, сел на корягу у обочины и взглядом показал Внуку на место рядом:

– Сядь, – нарочито жёстко сказал он, – и послушай.

Начал Дед издалека:

– Есть такая штука, память называется. Там хранится всё: события, факты, навыки, мысли, инстинкты и, конечно, информация о предках, их образе жизни, обычаях и традициях. Человека, не знающего о предках ничего, называют Иваном, не помнящим родства. Род – основа всего.

– А что такое род? – стесняясь своего интереса, спросил Внук.

– Как бы тебе объяснить... – Дед задумался, а потом стал объяснять:

– Род – это сообщество людей, между которыми есть родственные связи. Родители и дети, бабушки – дедушки, дяди – тёти, племянники и другие родственники – вместе это род. РОД, РОДня, соРОДичи, РОДственники – это всё однокоренные слова. Именно род, родичи помогали человеку прокормиться и выжить в далёкие и суровые времена, поскольку трудно жить в одиночестве. А когда рядом дяди – тёти, племянники, двоюродные братья, то, например, корчевать лес или вспахивать поле гораздо легче. Надо помнить и благодарить предков, кем бы они ни были.

– А за что благодарить-то? – не понял Внук.

– За всё! Хотя б за то, что они были на свете, жили, трудились... За то, что рожали детей, продолжали род.

Дед снова замолчал, будто давая время Внуку осмыслить сказанное.

– Ладно, пойдём – прервал он молчание – отдохнули, и в путь.

Они пошли, думая каждый о своём: Дед погружался в прошлое, а Внук переваривал услышанное.

...Через некоторое время возле них остановилась машина.

– Подвезти, отец? – вежливо спросил средних лет водитель.

– Вон парня молодого подвези, а то устал, бедняга, – с иронией ответил Дед, строго посмотрев на Внука. – А я сам дойду.

Водитель пристально на него посмотрел.

– Ладно, – смягчился Дед и сказал Внуку: – Залазь, нытик!

После недолгого молчания водитель поинтересовался:

– Куда хоть путь-то держите? – Дед уловил знакомый вятский говорок, на котором разговаривал дедушка.

– Ты здешний? – вопросом на вопрос ответил Дед.

– Ага, здешний!

– Ты поди тогда знаешь, где находились деревни Поляна и Старичёнки?

– Погодь-погодь, – стал вспоминать водитель. – Что-то названия знакомые больно... Я сам в тех местах не был, но прадед мой покойный рассказывал и даже однажды показал, как добраться. Я его застал при жизни. Места там прекрасные. Вам-то туда зачем?

– Мы путь держим на родину предков. Пока ноги ходят, надо внуку показать, откуда его корни...

Водитель изумлённо посмотрел на Деда:

– Точно так же мне говорил мой прадед, когда мы ходили в Старичёнки. Этой деревни нет очень давно. Дорогу собирались строить ещё в 60-х годах и расселили деревню как неперспективную. Дорогу не построили, а деревню под поля распахали. Потом эти места стали называться по названиям бывших деревень. Там ягоды и грибы теперь собирают. Даже из города приезжают...

...Примерно через час езды по кочкам машина остановилась у развилки.

– Вот и приехали. Вам ещё пройти около двух километров по просёлочной дороге, – водитель показал налево. – Там будет место, где была Поляна. Я бы довёз, но мне в другую сторону.

– Спасибо, мил человек, – искренне поблагодарил Дед. – Как тебя хоть звать?

– Михаил.

– Спасибо, Михаил, огромное.

– И тебе, батя, удачи!

– Может ещё и свидимся когда…

Дед помахал рукой водителю, и они пошли. Выйдя на опушку, Дед сказал:

– Кажись, пришли. Вот и деревня Старичёнки.

– Погоди, Дед. – Внук застыл в недоумении – тут ничего нет. Только кривая засохшая берёза. Ты не ошибся? Ты же про другую говорил.

– Да. Всё верно. В Старичёнках родился дедушкин дед по отцу Иван Моисеевич Стариков. Именно на этом месте и была деревня.

 Дед сел на траву. Пахло клевером, душицей и луговым разнотравьем. Внук в растерянности постоял, оглядевшись по сторонам, сел рядом.

– Когда я был маленький, мне дед много чего рассказывал. Но я не запоминал и не записывал, было не до этого. Э-э-эх… А теперь вот жалею. Дед мой Анатолий говорил, что обе деревни располагались неподалёку, на пригорках, у подножия которых били ключи чистейшей прозрачной воды. Их, говорят, видно было отовсюду. За Старичёнками было поле, потом овраг. А за ним – Поляны. Здесь и родился другой дедушкин дед Макаров Иван Евсеевич.

Дед встал, сделал несколько шагов и обернулся к Внуку:

– Один священник, забыл фамилию, очень точно сказал: «Не забывайте прошлого своего, изучайте дедов и прадедов, работайте над закреплением их памяти. Старайтесь записывать всё, что можете, о прошлом рода, семьи, дома, обстановки, вещей, книг». Так что изучай историю своей семьи, пока есть возможность.

Они зашагали прочь по нетронутой человеческой ногой траве. Здесь было большое пшеничное поле, но его забросили, заросло. В воздухе витал приятный аромат разнотравья. Пчёлы сновали вокруг...

–Посмотри, как красиво! – воскликнул Дед. – Вот где рай. Вот где надо жить. На земле предков! И тогда их энергия будет давать тебе силы. А города лишь их отбирают...

...Так, беседуя, они вышли к пригорку, где некогда стояла Поляна.

– Вот и нужный нам угор.

Путники поднялись на пригорок, где когда-то обосновались их прародители. Здесь не было даже намёка на большое поселение – стояла кузница, добротные дома образовывали широкую улицу. Дед остановился возле засохшей берёзы, росшей перед домом прапрадеда, укрывавшей в знойные летние дни своей тенью. От дома не осталось и следа. Кругом зеленел лес, змейкой извивалась просёлочная дорога.

– Видишь эту берёзу? – спросил Дед.

– Которая засохла? Вижу.

– Она ещё не засохла. Живая пока. Пока жив последний житель деревни, и берёза будет жить.

– А почему на ней нет листвы?

– Есть. Только на самой верхушке. Берёзы стояли около дома дедушкиного деда. Она последняя осталась. Здесь жил дед моего деда – Макаров Иван Евсеевич, кузнец, у него была своя кузница. Он подковы, плуги, лемеха ковал, гвозди к подковам, оковывал колёса... Напротив Ивана Евсеевича жил его зять, муж сестры, тоже Иван, плотник. Он делал телеги, рукоятки топоров, грабли, прочую утварь из дерева.

Каждому крестьянину выделяли покосы, не в поле, а в лесу – поляны, опушки, на пригорке, в низине. И каждый хозяин туда, где косил, дорогу проводил, содержал в порядке. У Ивана Евсеевича тоже был покос и большой выгон, куда коров выпускали без сторожа. Днём доярки с вёдрами приезжали их доить...

...Дед встал с пенька и довольно бодро, но с какой-то неохотой, начал спускаться с угора. – Скоро солнце сядет, да и прохладно уже.

– Запомни – обратился он к Внуку. – Запомни эти места, родину предков. Я-то вряд ли уже сюда доберусь, а вот ты ещё приедешь, будешь показывать эти места своим детям и внукам. Многого, конечно, я тебе ещё не показал.

– А что ещё?

– Село Великорецкое, храм, где предки венчались, место, где они похоронены...

Дед спустился с угора:

– Пойдём, покажу тебе напоследок родник, к которому бегал твой босоногий прапрадед утолить жажду в такие знойные дни. Жители называли его Студёный ключ.

...Дед опять предался размышлениям, глядя на весело вытекающий из родника ручеек: «Как этот ключ, возник род человеческий и передаёт он из поколения в поколение свою историю, обычаи, опыт и достижения. Как же важно сохранить память о предках и преумножать их достижения».

...Спустя время, они направились к месту, где вышли из машины. На счастье, невдалеке показался уже знакомый Михаил…

А. Автаев.

Полный текст рассказа есть в краеведческом отделе Юрьянской районной библиотеки (он войдёт в один из сборников, издаваемых ЦБС). 

Архив номеров

пнвтсрчтптсбвс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930