18 Ноября 2024 года
Погода
Популярные материалы
О чём рассказал самовар?
(из исследовательской работы)
В музее Центра детского творчества пгт Юрья я увидела несколько самоваров, мне они очень понравились. Решила узнать, что это за предмет, для чего он служит, изучить тему подробнее. Думаю, это будет интересно и школьникам, и взрослым.
История появления
Самый первый самовар в России, по одной из версий, был изготовлен кустарным способом слесарем Лисицыным, а позже его сыновья, братья Лисицыны, стали создавать самовары уже промышленным способом. В начале XIX века фабрика выросла в небольшую компанию, которая имела хороший по тем временам доход 1500 рублей. К 1810 году самоварный бизнес становился всё популярнее. Уже работает восемь фабрик, возникло производство купцов Ломовых, позволяющее выпускать до 2000 самоваров в год.
Согласно другой версии, появление самоваров в России обязано тульскому кузнецу-промышленнику Демидову. Постепенно они стали своеобразным олицетворением достатка, семейного уюта, благополучия. Самовар включали в девичье приданое, передавали по наследству, дарили. С тщательно начищенными медными боками, он красовался на самом видном и почётном месте.
Самовары первой половины XIX века представлены в Тульском музее образцами фабрик Сомовых, Маликовых и других производителей, а во второй половине XIX-начала XX века появляется «Товарищество паровой самоварной фабрики наследников В.С. Баташева». Династия Баташевых велика и многие вышедшие из неё мастера были связаны с самоварным делом.
Фабрика была основана в 1825 году оружейником, потомственным дворянином И.Г. Баташевым. Через 30 лет Иван Григорьевич стал именоваться «Придворным фабрикантом металлических приборов двора его императорского величия» и получил право ставить на свои изделия изображения государственного герба.
Продолжателем семейного дела стал Степан Фёдорович Баташев. После его смерти дело перешло к сыновьям – Василию, которому тогда было XIX лет, и Александру, 13 лет. За несколько лет братья превратили фабрику в успешное и процветающее производство.
Всего в середине XIX века в Туле работало 28 фабрик, занимающихся самоварами, самым большим было производство купца Ляпина, выпускавшее около 10 тысяч самоваров в год. Со второй половины XIX века Тула становится их крупнейшим поставщиком во многие страны.
Традиции русского чаепития
В июне в летнем лагере «Хобби плюс» ЦДТ мы провели встречу «Чаепитие у самовара». С помощью взрослых постарались смоделировать вятское чаепитие прошлого столетия. Началось оно с традиционных зазывалок хозяев для гостей, чтобы вместе попить чаю, поделиться новостями.
Когда сели за стол, библиотекарь центральной районной библиотеки Ольга Витальевна Булдакова рассказала о традициях, издавна бытовавших на Руси. Оказалось, наши предки дружили семьями, ходили в гости, часто приглашали просто на чай. Любили дедушки и бабушки попить ароматного чайку после трудового дня или после баньки. Изначально чай считался редким и дорогим товаром, его привозили из Китая и первые два столетия он оставался привилегией двора и богатых вельмож.
Особенностью русской традиции чаепития всегда было то, что окружало сам процесс – чай никогда не пили впустую, подавали различные закуски – колотый сахар, сладкие и солёные пироги, варенья и мёд, сушки, баранки, а в праздничные дни – пряники.
Педагог Анна Гербертовна Россохина рассказала об особенностях самовара. Отличие его от чайника в том, что он сделан как котёл для воды из металла, а внутри установлена труба, по которой поднимается горячий воздух от топки, расположенной внизу. Через решётку в трубе создаётся тяга в топке, горячий воздух поднимается, и вода закипает. В русских избах трубу самовара даже соединяли с печной трубой для создания тяги или, чтобы самовар не чадил, на него надевали специальную трубу, один конец которой был выставлен в отдушину. Если этого приспособления не было, то надевали сапог и искусственно создавали тягу.
При закипании сверху на трубу ставили заварочный чайник, который уменьшал тягу, кипение замедлялось, вода сохранялась долго горячей, а наверху трубы заваривался крутой «купеческий чай». Ещё в середине XVIII века на вершине самовара появилась конфорка – подставка для заварочного чайника.
Настаивать заварку отдельно, после разбавляя её кипятком, – чисто русская традиция, которой не было ни в одной из других стран – ни в Китае, ни в Англии, ни в Японии. У самовара обязательно есть красивые ручки по бокам и винтовой краник, откуда и наливается кипяток.
Что касается названия, то здесь есть множество вариантов, в зависимости от местности: в Ярославле это – «самогар», в Курске – «самокипец», вятчане же величали – «самогрей». Но везде прослеживалась одна идея предназначения медного друга – «сам варит». В народе же самовар получил много интересных прозвищ: «Банка», «Ваза», «Дуля». Самовары дарили, отправляли за границу. «Русская чайная машина» – так именовали его европейцы.
Как правило, чай пили из фарфоровой или фаянсовой посуды. Особая гордость радушной хозяйки – сервиз, который она доставала из буфета по особо торжественным случаям. В некоторых семьях сохранилась традиция пить чай из стеклянных стаканов с подстаканниками.
Во время той встречи мы пришли к выводу о том, что традиция предков – чаепитие у самовара – совершенно замечательная! Она сплачивает семью, создаёт в доме тепло и уют.
Экскурсия
в старинный город
В декабре мы побывали в Слободском. В одном из залов краеведческого музея увидели коллекцию самоваров. Их сделали мастера города. Они не походят на другие, все помечены фамилией братьев Поповых.
Из рассказа экскурсовода. «В середине XIX века благословляет матушка сыновей на штамповальное дело самоваров небольшой в серебряном позолоченном окладе иконой. На пластинке в нижней части оклада выгравирована надпись: «Сим образом Спасителя благословила Екатерина Гавриловна Попова сына своего Гавриила Михайловича на штамповальное дело, 1879 года, сентября, 23 дня». С этого времени братья начинают развивать один из самых знаменитых в прошлом местных промыслов.
Главой предприятия был Попов Егор Михайлович. Это он купил в Слободском дом, который стоит и по сей день (Володарского, 96), открыл с братьями кустарное медное заведение.
Вятские мастера
Самовары на Вятке начали делать во второй половине XIX века – в форме банки, большие, объёмные, ведёрные. Такие изготавливать было экономически выгодно и правильно. Так как семьи были большие, по 7–10 детей, каждый выпивал по пять-шесть чашек. Поэтому самовары делали по 5, 10, 15 литров. Форма банки была самая дешёвая, доступная для простого народа. Так как Вятская губерния была небогата, дорогой самовар мог позволить себе не каждый, а только богатый купец, нужно было изготавливать их для среднего и ниже среднего классов.
Известно 15 самоварных вятских производителей. Помимо братьев Поповых самые известными считались братья Косолаповы. На нижней торговой площади на Спасской у каждого была своя лавка.
Наши умельцы были почётны и уважаемы не только на Вятке, но и по всей стране. Участвовали в выставках и ярмарках. На выставках можно было не только продать самовар, но оценить его. Зарабатывали различные медали, которые штамповали на самоваре. Это было как знак качества.
Так, в 1896 году прошла большая Нижегородская масштабная ярмарка. На неё съехались мастера со всей страны. Вятские мастера заработали медали, что было непросто, так как хороших мастеров собралось много. Серебряную медаль тогда дали братьям Поповым, бронзовую – Нечаеву Михаилу Фёдоровичу, Почётный лист – братьям Косолаповым.
Традиции русского чаепития уже более трёхсот лет. Чай в России издавна был любимым и поистине народным напитком. Самовар, в котором его готовили, считается одним из символов нашей культуры.
А. БУЛДАКОВА, воспитанница объединения «Память» ЦДТ;
Руководители:
А.Г. Россохина, методист, О.В. Булдакова, библиотекарь.
Снимки предоставлены автором.
КОММЕНТАРИИ
Оставить комментарий