12+ Последний номер:
28 Марта 2024 года
Юрьянские ВЕСТИ
общественно-политическая газета Юрьянского района Кировской области

Лебёдушки

(рассказ публикуется с сокращениями)


Родина вятского кружева – слобода Кукарка. Отсюда, из затерянного среди вятских лесов уголка России, распространялось оно во все концы страны. Лёгкое, воздушное, похожее на чудо кружево, сплетённое из хлопчатобумажных, льняных, шёлковых ниток руками простых женщин, покоряло сердца великосветских красавиц, и они щедро украшали им свои наряды.


Кукарскими кружевами с успехом торговали и на международном рынке. Слава о них далеко перешагнула границы родных мест...
Когда же появилось кружево на вятской земле? До нас дошло предание, что якобы в начале XVIII века какой-то знатный плотник, изучавший плотничье дело в Голландии, женатый на голландке, по возвращению в Россию указом Петра I был назначен мастеровым по кораблестроению в Воронеж. Здесь за какую-то провинность попал в немилость и, чтобы избежать казни, бежал из Воронежа в вятские леса, обосновавшись в Кукарке. Здесь он работал по плотницкой части и многих местных жителей обучил плотницкому делу, а жена его занималась плетением кружев и обучила этому промыслу женщин Кукарки.
Это легенда. Но достоверно известно, что Вятская губерния входила в своеобразный «куст» кружевоплетения центральной части России. Плели кружева в Тверской, Орловской, Рязанской, Петербургской губерниях... Плели их женщины соседних земель – костромской, нижегородской, вологодской...
Долгое время единственным районом кружевоплетения в губернии была слобода Кукарка и окружающие её селения. К 80-м годам прошлого столетия здесь плели кружево более пятисот человек. И число их росло постоянно. Женщины в основном работали по готовым рисункам – сколкам. Самостоятельно составлять рисунки могли немногие.
Но уже в 90-е годы кружевоплетение на вятской земле, как и по всей России, получает широчайшее распространение. Стремясь помочь кустарям, его берёт под свою опеку вятское земство. Отчасти это было продиктовано общими действиями многих губернских земств в России, пытавшихся как-то поправить пошатнувшееся из-за неурожаев в 1891-1892 годах положение крестьян. В этот период повсеместно поддерживались не только старые центры кустарных промыслов, но нередко насаждались новые ремёсла среди населения.
Развитию кружевного производства способствовала и основанная в 1883 году Мариинская практическая школа кружевниц в Петербурге. Она была создана стараниями С.А. Давыдовой, обстоятельно изучившей кружевное дело по всей России. Выпускницы этой школы после учёбы направлялись в различные старинные центры кружевоплетения для организации на местах подобных школ, где бы крестьянские девочки могли обучаться ремеслу. Среди учениц Мариинской школы бывали и вятские кружевницы. Одна из них, по фамилии Бердникова, по истечении срока обучения в Петербурге вернулась на родину и передавала своё местерство младшим подругам.
Мариинская практическая школа была своеобразным примером для многих земств в России. В ряде губерний начали открываться свои школы. Вятское земство приступило к этому почти через десять лет, в 1892 году. Первой появилась школа в Кукарке. К началу империалистической войны по всей губернии было открыто девять подобных школ, в том числе в Белой и Чёрной Холуницах Слободского уезда, в Воткинске Сарапульского, в Залазне Глазовского уездов, а также в Уржуме, Малмыже и рядом с Кукаркой – в селе Ильинском...
Учиться начинали обычно охотно. Причём не только дети, но и взрослые. Но не многие оканчивали полный курс. В крестьянских семьях трудно было выдержать трёхгодичный срок обучения – постоянно отвлекали домашние сезонные работы. Получив определённые навыки, а вместе с ними и возможность прирабатывать и тем самым помогать семье, многие девушки уходили из школы и плели кружева на дому.
Средства для существования школы получали из разных источников. В основном они открывались за счёт уездных земств. Очень помогали и пожертвования благотворителей... Деятельность школ в Вятской губернии была настолько плодотворной, что уже в первые годы их существования кружева, выходящие из-под рук мастериц и учениц, завоёвывают признание на самых различных конкурсах.
Вот только некоторые сведения о поощрениях Кукарской школы менее чем за двадцатилетний период:
1894 год – награда на выставке Северо-Американских штатов в городе Атланте;
1896 год – золотая медаль на Всероссийской торгово-промышленной выставке в Нижнем Новгороде;
1900 год – золотая медаль на Всемирной выставке в Париже;
1907, 1908, 1909 годы – две золотые медали и большая серебряная на кустарной выставке в Петербурге;
1912 год на Всероссийской промышленно-кустарной выставке школа отмечена дипломом «За изящество рисунков и превосходное исполнение, а также за широкую организацию кружевного промысла».
...Необыкновенное изящество кукарских кружев, несомненно, навеяно и красотой здешних мест. Это южная часть вятской земли. И места здесь как-то по-особому красивы – раздольные, типично русские... Здесь впадает маленькая Пижма в Вятку, и на заливных лугах этих рек весной и летом расцветают разнообразнейшие цветы. А какое разнотравье! Всю красоту лугов и лесов переносили искусные руки женщин в свои кружева. В стилизованных рисунках можно увидеть и распускающиеся цветы, и лапчатую ель, ветку рябины или цветущей черёмухи. Даже в названиях орнамента слышится вятский говор: «околенки», «меленки», «трактовые дорожки», «рюмочки», «кудрявые круги», «косые лепёшки».
У всех кружевниц России инструменты для работы – одни и те же, а вот кружево в каждой области своё. Вологодское никогда не спутаешь с киришским, рязанское с елецким, балахнинское с белевским... И вятское – тоже особенное. Пожалуй, ни в одном другом кружеве мастерицы не обращаются так свободно с вилюшкой (плотной тесьмой-полотнянкой, которая ведёт весь основной рисунок). В работах вятских кружевниц она меняется даже в одном изделии. По краю, например, она идёт плотной, волнистой полоской, в обрисовке того или иного элемента орнамента может раздвоиться, а то и совсем слиться с фоном, но потом вновь собраться и продолжать свой путь. Иногда в одном изделии можно насчитать пять – семь, а то и более переходов. Одна из кружевниц как-то в разговоре назвала вилюшку «реченькой». Действительно, очень похоже.
Нигде так богато и не разрабатываются решётки. Они могут быть со звёздочками, ромашками, разнообразными насновками. В изделии нередко соединяются две-три разные решётки. Их комбинации придают кружеву особую нарядность и красочность. Решётка во многом помогает основному рисунку орнамента. Он идёт то плавно и спокойно, то строится на динамичных, острых поворотах. Одним из самых главных отличий вятского кружева считается разнообразие переплетений, которые придают изделиям ажурность, лёгкость, красоту...


Валентина ШАПОШНИКОВА

Архив номеров

пнвтсрчтптсбвс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031