18 Ноября 2024 года
Погода
Популярные материалы
Вега
Из сборника «Живой след»
Завёл я себе собаку, щенка гончей породы, и назвал её Вега. Пока подрастала, дал ей, как говорится, начальное собачье образование, а затем подошло время и пытать собаку в лесу по зайцу. Лучшего времени, чем осень, пожалуй, и не сыщешь для этого.
Сели мы с Вегой в электричку и уехали из города до дальнего полустанка.
Утро. Солнце встаёт. Вышли мы из вагона. Вот он и лес рядом. Воздух прохладен и как-то по-особенному душист. На тропинке лужица, ступил я ногой, и захрустел ледок – ночной морозец прихватил.
Седым от инея лугом прошли мы с Вегой до дальней опушки леса, затем я отцепил её с поводка, и моя Вежка (так её ласково зову) забегала, закрутилась возле кустов, вынюхивая след.
Лес тут не густой, я такой сам выбрал, мне собаку видно, как она мелькает между берёзками, среди зелени невысоких елей и пихт. И всё же вскоре она исчезла из виду.
Стою. Прислушиваюсь. Моя гончая Вега должна голос подать, если напала на след.
Вдруг негромко треснул сучок. Я повернул голову и увидел: серый зайчишка несётся по поляне во всю прыть, а сзади между кустами за ним следует Вега. Она зайца не видит, но по свежему запаху гонит его быстро! И делает это молча. Если бы лаяла, я бы уже знал, куда мне перебежать и где подстеречь зайца, а теперь стрелять бесполезно: далеко он от меня скачет.
Рассердился я на Вегу, а потом подумал: ведь собака молодая, впервые на охоте. Ну голос не подала, а зато след-то взяла! Любо-дорого посмотреть!
Перешёл на то место, где заяц пробегал, и опять жду. Заяц, известно, уходя от собаки, всегда описывает круг, и ждать его появления надо снова где-то здесь.
Но вот прошуршал-прошелестел кто-то по лесу совсем рядом, а мне не видно из-за кустов, и понял я – это Вега пронеслась за зайцем. И опять молча. Да что же это она?!
Стою, прислушиваюсь. И вот опять шумок по лесу до меня донёсся. Ясно! Тот же заяц и Вега. Гонит, а сама хоть бы тявкнула разок!
И тут меня словно кто ударил: да ведь гончая моя явно безголосая! И стал я Вегу подзывать к себе голосом, а затем и свистом. Пора кончать эту бесполезную охоту!
Долго звал. Нет, не идёт на мой зов! Устал я. Сел расстроенный на жухлую траву, закурил и даже не замечаю тихой красоты осени.
...Вскочил на ноги. А солнце закатывается, дело к вечеру. Пора уходить, а то опоздаю на последнюю электричку.
Нет, Вегу я не хотел терять. Решил, что где бы она ни бегала по лесу, всё равно по запаху начнёт меня искать. Как-никак, а на верность её надеялся.
Я снял с себя плащ, а затем положил его под ёлочку, возле которой стоял. Найдёт Вега эту вещь и будет возле неё ждать меня. И я ушёл на электричку.
Утро ещё только занималось, когда из дома вернулся в лес. Ещё издали увидел, что под ёлочкой собаки нет. Плащ лежал на месте, но был сдвинут и помят. Может, на нём лежала Вега? Я обрадовался, но, взглянув по сторонам, заметил между деревьями коров. А что, если эти животные, проходя мимо, попросту зацепили мой плащ копытами?
Но если здесь коровы, то при них и пастух должен быть, решил я и направился к стаду.
Услышав шаги, пастухи повернулись ко мне. Они были в телогрейках, с палками в руках, и глядели на меня с интересом.
– Здравствуйте, – сказал я. – Вы не видели в лесу собаку?
И я хотел сказать, какую, но старик меня сразу остановил:
– Так это ваш плащ под ёлкой?
– Мой, мой!
– Ваша собака на нём и лежала, когда я подходил.
– А сейчас где? Не видели?
– Как не видели? Видели! Вот только что из лесу выгнала зайца и упорола за ним. Отродясь не видал таких, чтоб гнала и не лаяла! Да что она у вас... такая?
– Такая, – ответил я. – Безголосая. Из лесу никак не могу увести второй день!
– Ничего... набегается – прибежит, – утешил меня старик.
На этом мой разговор с пастухами кончился.
Я вернулся с поляны к ёлочке, где лежал плащ, сел на него и стал ждать Вегу. Авось прибежит...
Но напрасны были мои ожидания. Уехал домой один.
А завершилась эта история так. Когда я вернулся в лес ещё через ночь, Вега лежала на плаще, устало опустив голову на лапы, и только слегка поприветствовала меня движением хвоста. У неё на боках заметно проступили рёбра, видно, все три дня, которые провела в лесу, она ничего не ела.
Я дал ей бутерброд. Она быстро и жадно с ним покончила. А потом подползла ко мне и благодарно лизнула руку.
У меня не нашлось слов, чтобы отчитать собаку. Да и за что? Я понял, что она все три дня добросовестно занималась охотой на зайцев и только природный недостаток – безголосость – не дал мне возможности использовать её страсть.
…А щенки у Веги были голосистые.
КОММЕНТАРИИ
Оставить комментарий