12+ Последний номер:
16 Декабря 2024 года
Юрьянские ВЕСТИ
общественно-политическая газета Юрьянского района Кировской области

Судьба, опалённая войной

0 490 28.01.2023, 10:25 Общество

27 января 1944 года в результате Ленинградско-Новгородской стратегической наступательной операции были разгромлены немецко-фашистские войска под Ленинградом и окончательно снята 900-дневная блокада города.


Она продолжалась с 8 сентября 1941 по 27 января 1944 гг. За это время на северную столицу было сброшено 107 тыс. авиабомб, выпущено около 150 тыс. снарядов. По разным данным погибли около 1 млн. человек. При этом всего 3% из них – от бомбёжек и артобстрелов, остальные 97% – умерли от голода.
В годы войны наша Кировская область находилась в глубоком тылу, здесь не было бомбёжек и военных действий. Вятка приняла сотни тысяч эвакуированных жителей Ленинграда и Ленинградской области. Только в августе 1941-го из города на Неве прибыли 100 тысяч человек. Почти столько же – в январе-марте 1942-го: истощённые, ослабленные от голода и холода, больные, нуждающиеся в усиленном питании и заботливом уходе.
В то суровое время из города эвакуировали предприятия, учреждения, специалистов, но главной ценностью были дети. Первыми вывозили самых маленьких, только потом тех, кто постарше.
С годами всё меньше остаётся тех, кто пережил блокаду, и тех, кто знал блокадных ребятишек. Ветеран педагогического труда из посёлка Юрья Лидия Николаевна АГАЛАКОВА давно поддерживает отношения с одной из них – Галиной Николаевной МЫСЫЛКОВОЙ.
Когда мы встретились накануне Дня воинской славы России – годовщины снятия блокады, Лидия Николаевна рассказала, что Галина Николаевна родилась в Ленинграде в июле 1941 года. На вятскую землю её привезли в сентябре буквально младенцем, девочке тогда не исполнилось и года. В посёлке Даровской Галю взяла на воспитание женщина по имени Домна и вырастила вместе с двумя своими дочками. Приёмная мама у неё потом и доживала свой век, а когда пришло время, именно Галина увезла и похоронила её на малой родине, в Даровском, поставила памятник.
Но вернёмся к нашей истории. Конечно, даже в глубоком тылу в военные и послевоенные годы жилось тяжело, но Галина Николаевна никогда не рассказывала о своём детстве. Лишь то, что фамилию Мысылкова ей тогда записали неточно, это не редкость. Правильная была – Масалкова. Такую носил и её отец Николай Масалков, работавший на одном из военных предприятий Ленинграда. В 70-х годах прошлого века, уже став взрослой, женщина ездила в северную столицу, пыталась найти какие-то сведения о нём, о родных и семье, но безрезультатно.
После школы Галина Николаевна окончила педагогическое училище, поступила в Кировский пединститут, на филологический факультет. Там в середине 60-х и познакомились. В общежитии Галина жила в одной комнате с подругой Лидии Николаевны. И хотя учились на разных отделениях (моя собеседница историк), но общались частенько.
– Галина запомнилась девушкой умной и активной, симпатичной и коммуникабельной. Стройная, она всегда выглядела моложе своих лет, – рассказывает Л.Н. Агалакова. – Жаль, что случились у неё проблемы со здоровьем, институт закончить не смогла, уехала. Позднее, когда мы с мужем жили и работали в Юрье, Галина нас разыскала, встретились, а потом она тоже переехала в наш район. Преподавала в начальных классах Берёзовской, Серединовской, Шубянской школ. В 90-е перебралась в соседний Мурашинский район, где продолжала учительствовать. А всего посвятила народному образованию четверть века. Судьба ей выпала тяжёлая, исковерканная войной...
В настоящее время Г.Н. Мысылкова проживает в деревне Шленники. Жизнь её сложилась тяжело. Старенький домик, отсутствие водоснабжения и бытовая неустроенность, одиночество, болезни... Видеться получается редко, Лидия Николаевна поддерживает с ней связь по телефону, переживает, поддерживает.
Каждую осень вместе с другими ветеранами педагогического труда из нашего посёлка собирают для бывшей коллеги овощи, выращенные на собственных огородах, а сын Лидии Николаевны на машине отвозит их в Шленники. Благо, подполье в доме оборудовано, можно хранить картофель, морковку и свёклу до самой весны. Другие необходимые продукты в отдалённую деревню привозит автолавка.
Лидия Николаевна порой обращается с просьбами в социальную и медицинскую службы о помощи одинокой пожилой женщине, эвакуированной в 1941-м из блокадного Ленинграда. Хочется, чтобы эти просьбы не оставались без внимания.


Ольга МОТРИНЕЦ.
Фото из открытых
источников.
 

Архив номеров

пнвтсрчтптсбвс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031