12+ Последний номер:
17 Апреля 2024 года
Юрьянские ВЕСТИ
общественно-политическая газета Юрьянского района Кировской области

Тайна школьного портфеля

0 146 09.04.2022, 10:56 Кроме того

(из исследовательской работы)


Выбор портфеля (ранца) – это радостное и волнительное событие, ведь это один из главных атрибутов школьника. Хочется, чтобы он был удобен, красив и вместителен. Мы любим рассматривать портфели одноклассников. Какие они разные: по цвету, весу, оформлению.


Я учусь в четвёртом классе Юрьянской школы. Каждый день на уроки я хожу с портфелем. Знаю, что нём хранится. Но мне любопытно, с каким портфелем ходят другие ребята, и что они в нём носят.
Считаю, что данная тема актуальна не только для меня, моей семьи, но и для других. Выбирая портфель, родители должны знать, какие требования предъявляются к нему санитарными органами.
В СанПиН 2.4.7/1.1.1286-03 «Гигиенические требования к одежде для детей, подростков и взрослых» мы узнали несколько важных параметров. Вот они. Безопасный для здоровья детей и подростков вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать: для учащихся 1-2 классов – более 1,5 кг, 3-4 классов – более 2 кг; 5-6 классов – более 2,5 кг, 7-8 классов – более 3,5 кг, 9 – 11 классов – более 4 кг.
В целях профилактики нарушения осанки рекомендуется для начальных классов иметь два комплекта учебников: для использования на уроках, второй – дома.
В качестве теста для проверки соответствия веса ранца с учебниками и тетрадями нормативным требованиям используется вычисление отношения веса ранца к весу ребёнка. Оптимальное соотношение – 1:10. Такой подход учитывает и индивидуальные возможности ученика.
Ранец должен иметь достаточную формоустойчивость, полностью прилегать к спине и равномерно распределять вес, для начальных классов ранцы должны быть снабжены формоустойчивой спинкой.
Портфели и ранцы должны быть безопасны для здоровья детей, материал для их изготовления – лёгким, прочным, с водоотталкивающим покрытием, удобным для чистки. Материал плечевых ремней – эластичным, при использовании жёсткого рекомендуют накладки.
Использование ранцев более целесообразно, чем портфелей. Специалисты утверждают: носить школьные принадлежности лучше в рюкзаке или ранце. Сумка и портфель дают асимметричную нагрузку на позвоночник и формируют неправильную осанку.
Сейчас ранцев великое множество. Поэтому нужно правильно подбирать его размер, запомнить несложное правило: верх не должен находиться выше линии плеч, а низ – ниже бёдер. Ширина не должна быть больше, чем ширина плеч. Важно, чтобы задняя стенка была уплотнена и хорошо прилегала к спине, не давая позвоночнику искривляться.
Ученику младших классов лучше приобрести рюкзак с ортопедической спинкой. Далее обращайте внимание на материал. Чем он легче, тем легче его носить. Виниловые или тканевые рюкзаки не менее прочны, чем кожаные, но более лёгкие. Ремни должны быть не менее 8 см шириной и хорошо подгоняться под рост и объём. Поверхность, прилегающая к спине, должна быть выполнена в виде подушечки, чтобы ученик чувствовал комфорт, а не впивающиеся углы книг.
Медики убеждены: лучше, если ребёнок будет носить именно ранец на двух плечах. Прежде чем выбрать модель, взвесьте её, прикиньте, а не слишком ли тяжела? Вес пустого ранца для первоклашки не должен превышать 700 граммов, а нагруженного – двух килограммов. Из соображений практичности лучше выбирать материал, который не потрескается в морозы и не слишком запачкается. Хотя, как тут всё учесть.
И последнее. Чтобы рюкзачок не линял, возьмите мокрый платочек и проведите по поверхности. Если остался чистым, значит, краска, скорее всего, будет долговечна.
В школе мы провели практикум «Мой портфель», в разных параллелях классов посмотрели, насколько ранцы соответствуют санитарным требованиям, что в них находится. Так вот. У большинства вес ранца со всем содержимым ниже нормы. Что внутри? В 1 – 8 классах это рабочие тетради, учебники, пенал, расчёска, носовой платок, конфетки; в 9 – 11 классах – тетради, учебники (не все), сменная обувь.
Вывод следующий: родители выбирают для детей лёгкие портфели. В них носят нужные пособия, тетради, сменную обувь. Вес портфеля с учебниками ниже нормы, так как старшеклассники берут не все учебники.
Таким образом, санитарные требования соблюдаются. С какой целью они разработаны для портфелей? Вот мнение главного санитарного врача России Анны Юрьевны Поповой: «По статистике если какое-то количество детей приходит в школу здоровыми, то к 11 классу таковых практически нет. Происходит это в том числе и из-за больших предметных нагрузок и из-за веса того же портфеля. Родители и учителя должны помнить, что перенос таких тяжестей не проходит бесследно. Для ребёнка носить портфель в четыре килограмма равносильно тому, что если бы взрослый каждый день носил на работу килограммов 15-20. Ортопедические патологии (нарушения осанки, сколиозы, плоскостопие) среди других заболеваний, выявляемых при медосмотрах, выходят, чуть ли не на первое место».
Проблема веса школьного портфеля стоит не только в нашей стране. В Америке и Европе предлагают свои варианты её решения. Например, в Америке нашли выход в двойном комплекте учебного набора. В школах за каждым закреплён личный ящик, в который ученик может положить всё, что потребуется на занятиях. Очень удобно – один комплект дома, другой в школе.
В России думают о том, чтобы заменить учебники техникой. Рассматривается вариант разделения учебника по четвертям. У этого решения есть свои сторонники и противники. Вес портфеля станет легче, но реализация идеи потребует больших средств, да и ученику будет трудно заглянуть в тот материал, который уже пройден или ещё предстоит пройти.
Мы составили правила для родителей «Как грамотно выбрать портфель».
1. Обратите внимание на вес, размеры и форму.
2. Лучше, если это будет ранец.
3. Ученикам, у которых вес портфеля превышает нормы, советуем не носить в школу лишних принадлежностей.
В дополнение мы сделали буклет для родителей «Каким должен быть школьный портфель?». В нём прописали, как выбрать портфель первокласснику, что такое рюкзак с ортопедической спинкой, каким должен быть идеальный рюкзак.
По итогам исследовательской работы сделали выводы: портфель – вещь необходимая. Родители должны знать правила выбора идеального портфеля, а дети – санитарные требования к нему, соблюдать их. Портфель нужно подбирать внимательно. Если оказалось, что он слишком много весит, стоит пересмотреть содержимое. В рюкзаке часто можно найти не только необходимые вещи, но и те, которые можно оставить дома.
На снимке: ученики 4 класса Василиса Козловских и Тимофей Пыхтеев с правильными рюкзаками.


Арина ЛАДЫГИНА.
Руководители: А. РОССОХИНА, педагог ЦДТ, Ж. ЛАДЫГИНА,
заместитель директора Юрьянской школы.
Фото Ж. ЛАДЫГИНОЙ.


P.S. Эта работа участвовала в конкурсах разного уровня – районного, областного, российского – и везде заняла призовые места, что подтверждает качество материала, его актуальность.
 

Архив номеров

пнвтсрчтптсбвс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930