12+ Последний номер:
26 Марта 2024 года
Юрьянские ВЕСТИ
общественно-политическая газета Юрьянского района Кировской области

Лётная книжка Ивана Панишева

0 282 18.04.2020, 16:08 Общество

Однажды я был в гостях у моих двоюродных братьев. Мы рассматривали семейный альбом, который принесла их бабушка Татьяна Ивановна Комаровских. Меня заинтересовала старая фотография, на которой изображён человек в форме на фоне самолёта. Татьяна Ивановна сказала, что на снимке её папа Панишев Иван Павлович, что он был лётчиком на войне и имеет много наград. Ещё она показала лётную книжку и военный билет своего папы. Меня заинтересовали эти документы. И я решил при помощи взрослых узнать больше подробностей о боевом пути моего родственника. Горд, что он был настоящим героем (сейчас его уже нет в живых).

 

Иван Павлович родился 23 сентября 1922 года. На фронт был призван Верховинским райвоенкоматом. Непосредственно в боевых действиях участвовал с октября 1943-го по май 1945 года в должности «старший лётчик» в составе 88-го гвардей-ского истребительного авиационного ордена Богдана Хмельницкого полка. Имел звание «гвардии младший лейтенант».

Вообще, было интересно узнать про лётчиков во время Великой Отечественной войны и самолёты, на которых они летали. За военное время в стране их было подготовлено 44093. В боях погибли – 27600: 11874 лётчика-истребителя, 7837 лётчиков-штурмовиков, 6613 членов экипажей бомбардировщиков, 587 лётчиков-разведчиков и 689 пилотов вспомогательной авиации.

Самыми массовыми самолётами стали штурмовик Ил-2 и истребитель Як-1, которые составляли почти половину авиапарка Военно-Воздушных Сил.

Возвращаюсь к моему главному герою. Из личной лётной книжки Панишева Ивана Павловича мы выяснили, что с 1941 по 1943 год он обучался в авиационной школе в городе Ботайск. А когда был отправлен на фронт, летал на самолётах У-2, УТ-2, УТИ-4, ЯК-7, ПО-2, ЛА-5, ЛА-7.

Первого сентября, когда молодой лётчик прибыл в свой полк, он как раз первым делом переучивался летать на том самом ЛА-5. Налёт за время переучивания получился 17 часов 25 минут. В характеристике, данной начальником штаба полка, написано: «тов. Панишев показал себя как дисциплинированный, требовательный офицер, обладающий хорошей техникой пилотирования».

Ну а дальше, по сведениям из лётной книжки, мы узнали последующие его военные действия.

Октябрь 1943 г. – декабрь 1943 г.: «Воронежский фронт, прикрытие наших войск – 9 , перелётов – 5, один групповой воздушный бой, 4 боевых вылета».

1944 год: «1-й Украинский фронт, всего 73 полёта, из них 22 боевых, продолжительность полётов 40 ч. 46 мин. За год провёл 2 групповых воздушных боя».

1945 год: «1-й Украинский фронт. За год 95 полётов, 60 ч. 46 мин. налетов».

В лётной книжке мы также познакомились и с оценками, которые ставили Ивану Павловичу за технику пилотирования. В основном преобладает «5». Наш лётчик выполнял следующую боевую работу: прикрывал свои войска, проводил разведку войск противника, бомбометание и штурмовку войск противника, сопровождение своих войск.

Был легко ранен в руку 22 октября 1943 года, тяжело контужен в голову 21 апреля 44 года.

Награждён орденом Отечественной войны I степени, орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг..», «За освобождение Праги», «За взятие Берлина».

После войны несколько месяцев жил в городе Молотовск (сейчас Нолинск), потом вернулся в родные Афоничи. В ходе поиска материала мы нашли свидетельство на имя Панишева Ивана Павловича о том, что ему Молотовской школой механизации сельского хозяйства присвоена квалификация механика-комбайнёра. Все экзамены сдал на «отлично». И в мирной жизни он оставался достойным человеком.

Мы встретились с дочерью Ивана Павловича – Татьяной Ивановной Комаровских и подробно записали её воспоминания. Вот некоторые из них:

«…Мой отец ушёл на войну добровольцем в самом начале войны. После окончания обучения в лётной школе всех ребят выстроили и зачитали приказ, в котором озвучили список из ста человек, имеющих лучшие результаты, они и подлежали отправке на фронт. В этот список попал и мой отец. Сделано это было потому, что у страны не хватало самолётов. Они были уничтожены в первые дни войны. Остальные лётчики были отправлены на переобучение по вождению танков... Отец был лётчиком-истребителем, они осуществляли прикрытие наших наземных войск, аэродромов, производили разведку, сопровождали наши самолёты-бомбардировщики. Бомбили по скоплениям автомашин, железнодорожным вагонам, войскам противника. Обычно вылеты совершались в паре или группами. Отец был ведущим, а второй пилот – ведомым. В первом же бою отца ранило в руку.

Шли тяжелейшие бои за Родину, и когда наши войска оставляли Украину, в Днепропетровске, где находились крупные рыбные заводы, было приказано вывезти всю консервную продукцию, чтобы не оставлять фашистам. По этой причине все близлежащие воинские части и авиаполки были затарены консервами. Что не смогли, не успели вывезти, сбрасывали в реку Днепр.

Жили очень голодно: не хватало хлеба, каши, но от консервов просто тошнило, поэтому после войны он не мог на них смотреть. Нестерпимо хотелось есть, каждый ждал очереди дежурства по кухне, чтобы хотя бы немного подкрепиться. И только при вылете на боевое задание выдавалась шоколадка и боевые 100 граммов, так как на высоте полёта было очень холодно и чтобы не кружилась голова.

В очередном неравном бою 21 августа 1944 года отец был сбит. Автоматная очередь фашиста изрешетила корпус самолёта отца и заклинила шасси. Он пытался посадить самолёт на поле, и, хотя знал правила по аварийному выпуску шасси на отлично, совершить аварийную посадку не получилось, так как шасси не раскрылось. Самолёт рухнул на землю. Отец получил тяжелейшую контузию головы, перелом черепа, ключиц. Бой видели с земли, и санитары подоспели довольно быстро к упавшему самолёту.

В госпитале отец пролежал до сентября 1944 года, врачи не надеялись, что выживет, домой была отправлена похоронка. Когда вернулся в строй, бои шли уже на территории Польши. Войну закончил в Германии. Вернулся домой инвалидом второй группы. После войны работал инструктором райкома партии, председателем колхоза. Умер в 47 лет».

Материал о боевом пути Панишева Ивана Павловича мы разместили на сайте «Дорога Памяти».

На снимках: в центре – Панишев И.П. первый справа; внизу – Панишев И.П. второй справа (в фуражке).

В. Грига, ученик 4 класса Юрьянской школы,

обучающийся объединения «Память» ЦДТ

(руководители А.Г. Россохина, отличник народного образования,

С.И. Шибанова, педагог-ветеран) 

Архив номеров

пнвтсрчтптсбвс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031