12+ Последний номер:
18 Ноября 2024 года
Юрьянские ВЕСТИ
общественно-политическая газета Юрьянского района Кировской области

Конный пожарный обоз времён Густова Листа

0 552 27.04.2019, 11:33 Общество

Гужевой конно-бочечный ход линейного пожарного обоза построил в течение полугода старший инспектор ОНДПР Юрьянского района Леонид Анатольевич Лялин.

 

Материал – сосна, берёза, металл оригинальный кованый (колёсные ободья), а также современный металлопрокат. На деревянной платформе установлен двуручный насос (называемый ранее заливной трубой, основоположником которой в России являлся Густав Лист), а также ёмкость – деревянная бочка.

На бочке имеется поясняющая табличка, выполненная из дерева с последующим нанесением на неё слоя меди методом электролиза в гальванической ванне. Медь применена XVIII – XIX веков, для чего в качестве анода использовались медные монеты того периода.

Чтобы добиться эффекта старения, токонесущие электроды подключались к графитовому покрытию таблички не равномерно по площади, а лишь в определённых её точках, где и образовались локальные участки отложившейся меди. Головки крепёжных болтов омеднены тем же способом.

Надпись на табличке выполнена буквами старославянского алфавита и указывает объём бочки – 40 вёдер. Само слово «бочка» раньше понималось не как предмет или объект, а именно как единица измерения. Если ёмкость вмещала в себя ровно 40 вёдер, то её и называли бочкой.

Поворотный механизм передней оси выполнен в соответствии с ранее применявшимися на гужевой технике, но при этом, чтобы исключить необходимость постоянного смазывания узла дёгтем/солидолом, вовнутрь вмонтирован роликовый подшипник большого диаметра, усиленный двумя металлическими «блинами» с проложенным между ними промасленным сукном.

Блины снимают часть нагрузки с основного подшипника и снижают момент усилия на изгиб (излом) узла в целом. Угол поворота оси составляет 35 – 40 градусов и ограничен двумя выносными опорами, предназначенными для крепежа оглобель при стоянке (чтобы при отсутствии лошади оглобли не лежали на земле). При необходимости увеличения угла поворота предусмотрен вариант спиливания опор.

Из-за отсутствия осей передних колёс сделать боковые тяжи к оглоблям не представилось возможным, поэтому был применён распор оглобель по английскому варианту гужевых повозок: между оглоблями в крепёжной их части установлена чугунная распорная рама.

Точных чертежей на гужевую технику нет, тем более на гужевые пожарные обозы. В общедоступных источниках есть лишь общая информация – рисунки, фотографии, сопровождаемые литературным текстом без технической информации. В каждой местности повозки делали по-разному, поэтому данная гужевая повозка построена по принципу эстетики, отражения отдельных узлов и агрегатов, а также способности нести предполагаемую нагрузку.

В настоящее время экспонат пополнил коллекцию ретро-техники в Вятском учебно-спасательном центре «Прометей» г. Киров.

В. Козлов, начальник ОНДПР Юрьянского района 

Архив номеров

пнвтсрчтптсбвс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930