18 Ноября 2024 года
Погода
Популярные материалы
Записки грибника
Белкина работа
Однажды летом, задавшись целью проследить рост красного гриба (я нашёл его в осиннике за огородами), заприметил гладкий как пуля челыш, я воткнул рядом с ним деревянную линейку и химическим карандашом стал ежедневно на ней отмечать прирост. Берёг я свой гриб усиленно, даже собаку отзывал, если она вдруг устремлялась к заветным осинкам.
И вот в одно утро, когда мой подопытный красноголовик вымахал с дочкину куклу, мы, оставляя зелёные следы на белой о росы траве, направились в заросли цветущего зверобоя, чтобы срезать наш подосиновик, пока его не тронули «черви». Но великолепной бордово-замшевой шляпы на месте не оказалось: под веткой торчала одна ножка!
Не успели мы ещё как следует огорчиться, как вдруг рядом залаяла лайка Найда, указывая мордочкой на соседнюю пихту. Когда мы подошли, белка стрельнула на вершину, вся рыжая, как горящая ветка, она по-летнему смело зацокала на собаку... И мы увидели в её цепких лапках нашу потерю!
Бросил курить
Бросил курить и теперь могу по одному запаху, не глядя, отличить любое дерево – ель, сосну, берёзу, черёмуху... Раньше о таком и мечтать не смел, ведь врождённое обоняние у меня, как у всех курильщиков, было ослаблено никотином.
Но ещё тоньше и разнообразнее, чем деревья, пахнут грибы, растущие под ними. Микробиоологи подсчитали, что в грибах содержится около ста ароматических масел. Недаром академик Дмитрий Лихачёв сказал, что больше самих грибов любит грибной запах в сосновом лесу... Мне кажется, что пронзительнее всех грибов на свете пахнет рыжик.
Каждой осенью выдаётся такое тихое и туманное утро, когда вдруг наступишь на стайку рыжиков в траве, поскользнёшься даже, упадёшь, а потом весь день витает рядом с тобой аромат сосняков и грибной сырости... И только придя домой и сняв промокшую после охоты одежду, узнаёшь, откуда пахло: рыжичная мякоть обнаружится на рукаве плаща и в рубцах подошвы резинового сапога.
Иногда настолько заскучаю по рыжикам, что пойду на можжевеловый холм, отыщу хоть пуговку гриба, чтобы растереть в пальцах и понюхать.
Медведский бор
Самые большие урожаи белых грибов бывают в сосновых борах. Есть у нас даже своё грибное эльдорадо. Это Медведский бор дюнного происхождения. Почва здесь покрыта голубоватым лишайником и волнообразна, как дюны в пустыне.
Вокруг лесного массива разбросаны грибоприёмные пункты. Для сдачи собирают лишь белые грузди. В урожайные годы их из лесу вывозят люльками мотоциклов, конными упряжками и тракторными телегами. Я сам был свидетелем, как мимо перевоза, пока мы ждали паром, проплыли одна за другой три лодки, выстланные брезентом и доверху наполненные одними белыми.
Никогда больше не ездил в Медведский бор и не поеду. Обилие ведёт к пресыщенности, убивающей вдохновение поиска. Охочусь за боровиками так же, как стрелок за красной дичью, а спиннингист – за редкими экземплярами нельмы, хариуса, сёмги или форели.
Иногда тот или иной гриб бывает так замаскирован, что можно увидеть его лишь с какой-то одной точки. Не раз, бывало, видишь в чаще сыроежку. Лень продираться за сыроежкой в такую сучковатую густоту...
Но пересилишь себя, надвинешь кепку пониже, на самые глаза, ворот поднимешь, чтобы за шею не капало с веток – и нырнёшь! Сыроежку срежешь – рядом волнушка, волнушку срежешь – чуть поодаль стайка лисичек пылает золотом чистейшей пробы. И вот оно – сердце вздрогнуло: у самой ноги в черничнике стоит такой румяно-яблочный, такой прекрасный белый гриб, что встанешь на колени перед ним в молитвенной позе и минут пять не можешь уровнять дыхание от внезапного счастья.
Павел МАРАКУЛИН.
Из книги «За окнами Дымково».
КОММЕНТАРИИ
Оставить комментарий