18 Ноября 2024 года
Погода
Популярные материалы
День памяти ракетчиков
Стоит вспомнить историю. 24 октября 1960 года ракета была заправлена компонентами топлива, при заправке и после заправки были подтекания топлива, которые постоянно нейтрализовались расчётами химслужбы во главе с начальником майором В.В. Махно.
Во время подготовки к пуску обнаружили неисправность в электросхеме. 24 октября истекал срок, в течение которого заправленная ракета могла находиться на стартовом столе. В случае переноса пуска топливо надо было сливать, саму ракету увозить для переборки и нейтрализации, и о пуске к празднику 7 ноября уже не могло быть речи. Поэтому решили устранить неисправности на установленной, заправленной и находящейся в готовности ракете.
Началась подготовка к старту. Госкомиссия во главе с Неделиным М.И. переехала на ИП-1Б, где построили наблюдательный пункт в виде деревянной веранды. Однако, когда со старта сообщили о 30-минутной задержке, вся комиссия поехала на старт разобраться, что происходит. Неделину М.И. поставили кресло вблизи ракеты у отбойной стенки, чуть далее – диван для членов госкомиссии.
24 октября в 18.45 во время переустановки программного токораспределителя в исходное положение прошла команда на срабатывание электрического пневмонического клапана ВО-8 наддува пусковых баков. Произошёл запуск маршевого двигателя второй ступени, который своим факелом прожёг днище бака окислителя первой ступени. Затем разрушился бак горючего второй ступени, что привело к мгновенному возгоранию большой массы соединившихся компонентов самовозгорающегося топлива.
Мощная волна огненного урагана обрушилась на работающих людей, которыми буквально была облеплена ракета, расходясь концентрическими кругами на расстояние 100 – 120 метров от ракеты и уничтожая на своём пути людей (на пл. 41 находилось около 250 человек), технику. Горящие люди прыгали вниз, бежали от ракеты. Некоторые прятались в колодцы. Это спасало от огня, но не спасало от отравления парами гептила и азотной кислоты. Взрывообразное горение продолжалось около 20 секунд, а пожар на площадке – около двух часов.
В этой катастрофе погибли: главнокомандующий РВСН, главный маршал артиллерии Неделин М.И., главный конструктор НИИ-692 Коноплёв Б.М., заместитель председателя ГКОТ Гришин Л., заместитель начальника полигона Байконур Носов А.И., заместители главного конструктора ракеты Концевой В.А. и Берлин Л.А. Всего в огне погибли 74 человека, 49 получили ранения.
Приказом Министра обороны РФ 1999 г. за № 210 24 октября определено Днём памяти ракетчиков.
В. Половников, председатель Совета
ветеранов Мелитопольского Краснознамённого соединения
КОММЕНТАРИИ
Оставить комментарий