12+ Последний номер:
18 Апреля 2024 года
Юрьянские ВЕСТИ
общественно-политическая газета Юрьянского района Кировской области

Огненный таран Павла Маракулина

0 371 14.11.2020, 15:17 Общество

В музее села Великорецкое при библиотеке хранится фотография
и документы о герое Великой Отечественной войны Павле Маракулине. Этими материалами со мной поделились родственники фронтовика,которые гордятся его подвигом и хотят, чтобы земляки о нём знали.



О Павле Маракулине написано в книге Николая Евгеньевича Платонова «Эскадрилья героев». Вот что я узнала, изучив документы и прочитав книгу.
Маракулин Павел Александрович родился в д. Ардичи Орловского уезда (ныне Юрьянский район). В 1936 году окончил семь классов Великорецкой школы. В 1936-м поступил в Халтуринское педучилище. После первого года учёбы оставил училище и уехал в Киров, где поступил в авиатехникум и аэроклуб. В 1940 году призван в армию и направлен в военное авиационное училище.
На фронтах Великой Отечественной войны он с мая 1942 года. В армии говорят: «Полк – твоя семья, твой дом родной». Стоял жаркий июньский день 1944 года. В новый полк, в новую семью следовали три молодых лётчика. Как примут там, как сложится в нём боевая служба, что за люди будут стоять рядом в строю? Всё это не могло не волновать лётчиков. Ведь они, кроме места базирования полка да его номера, ничего о нём не знали. Молодые люди пытливо осматривали каждую хату небольшого села, раскинувшегося вдоль поросшего зеленью пруда. Обойдя купавшихся в дорожной пыли кур, все трое, не сговариваясь, повернули к одной из хат, к которой сходились нити телефонных проводов, а над крышей торчал едва заметный прутик радиоантенны. Это были единственные признаки размещающегося в селе боевого авиационного полка.
Молодые лётчики ожидали увидеть снующие по дорогам автомашины и мотоциклы, услышать эхо артиллерийской канонады, гул авиационных моторов. Ничего этого не было: над селом и широко раскинувшейся степью стояла полуденная духота и тишина. Не было видно даже признаков прифронтового аэродрома. Всё здесь было не похоже не то что на фронт, а даже на их шумливый школьный авиагородок. Проверив документы, часовой пропустил лётчиков в штаб.
– Младший лейтенант Павел Маракулин!
– Лейтенант Михаил Рыбак!
– Сержант Алексей Логвиненко! – поочерёдно представились они командиру полка.
Из лётных книжек вновь прибывших и беседы с ними гвардии майор Красночубенко узнал, что все окончили одно и то же авиационное училище, на боевой машине летали очень мало, на фронте не были. Командиру понравилось, что молодые лётчики держатся с достоинством, смотрят прямо в глаза, на вопросы отвечают чётко, видно, что хоть завтра готовы лететь в бой.
Наземную подготовку удавалось закреплять в пилотажной зоне и в зоне стрельб, а некоторым лётчикам – даже в практическом полёте на разведку ближних тылов противника. Конечно, новички – Маракулин, Рыбак и Логвиненко – о таких полётах на разведку могли пока только мечтать. А юноши прямо-таки рвались в бой. Они стремились как можно скорее «понюхать пороху».
Первое боевое задание сформулировано коротко: «Штурмовикам в районе деревни Манзырь уничтожить артиллерийские и миномётные батареи и танковый заслон противника, мешающие продвижению наших войск». Вышестоящий штаб предупредил, что над полем боя стоит сильная дымка, видимость ограниченная, особенно с восточной стороны. Особенно уверенно и хорошо действовал комсомолец Павел Маракулин.
Молодой лётчик в боевом вылете строго выдерживал заданные дистанции и интервалы как при полёте по маршруту, так и в районе цели, своевременно выполнял все команды ведущего. Строгое выдерживание курса при прицеливании обеспечило точное попадание бомб на позицию фашистской батареи. Успехи младшего лейтенанта отметил сам командир полка перед строем личного состава. Товарищи тепло поздравили Маракулина с первым поощрением за боевой вылет, комсомольцы посвятили ему специальный боевой листок.
В ходе наступления, начавшегося 20 августа 1944 года, войска 2-го и 3-го Украинских фронтов разгромили под Яссами и Кишинёвом крупную группировку немецких войск «Южная Украина», полностью освободили Советскую Молдавию и вышли на территорию Румынии. Вместе с полком 2-я эскадрилья активно помогала славной советской пехоте. Участвовала она в освобождении Румынии, Болгарии, Югославии, Венгрии. За участие в тех боях боец Маракулин награждён орденом Отечественной войны II степению
Бессмертный подвиг лётчик 951-го штурмового авиационного полка 306-й штурмовой авиационной дивизии 12-й Воздушной армии младший лейтенант П.А. Маракулин совершил 22 декабря 1944 года в районе венгерского города Секешфехервара. В этот день командир звена лейтенант Одноценов и ведомый младший лейтенант Маракулин получили приказ – нанести удар по немецким танкам. Перед вылетом командир дивизии полковник Иванов вручил им ордена Красного Знамени за отличное выполнение заданий в 1944 году. Принимая награды, молодые офицеры пережили глубокое чувство искренней благодарности советскому правительству, так высоко оценившему их ратный труд. И хотя это были уже не первые награды, оба были в радостном, приподнятом настроении.
Боевая пара быстро достигла района цели и подготовилась к атаке врага. Острые глаза лётчиков внимательно просматривали местность, отыскивая вражеские танки, фиксировали попутно расположение войск и наличие оборонительных сооружений.
На помощь лётчикам пришла и станция наведения: – «Орел», «Орел», сообщите ваши позывные. Лейтенант Одноценов ответил. С земли тут же последовал приказ: «Атакуйте танки на восточной стороне города Секешфехервар!» Не успел ведущий запросить у станции пароль, как сам увидел, что к позициям наших войск ползут, изрыгая огонь, восемь танков противника. По их конфигурации и размерам лётчик определил – идут «тигры» и «пантеры». Времени для разговоров с землёй уже не было. Подав ведомому команду «Атакуем танки!», Одноценов первым пошёл на цель. Младший лейтенант уже научился понимать намерения командира с полуслова, по эволюциям самолёта. Поэтому он мгновенно последовал примеру ведущего. Первая атака была очень удачной. Два фашистских танка превратились в пылающие факелы.
Тотчас заговорила зенитная артил-лерия противника. Вокруг штурмовиков начали появляться тёмные шапки разрывов снарядов. Но вдруг зенитный огонь прекратился. Лётчики сразу поняли: сейчас последует атака вражеских истребителей. Так свидетельствовал прошлый опыт. Действительно, два истребителя мчались сверху сзади на штурмовиков. Воздушные стрелки старшина Уфимцев и сержант Усик уже заметили врага и приготовились к отражению атаки. Над полем боя началась схватка двух советских штурмовиков с двумя «мессершмиттами». Отбивая атаки истребителей, лейтенант Одноценов одновременно наносил удары и по танкам противника, которые снова двинулись к переднему краю обороны советских частей. Ему удалось поджечь «пантеру». На земле горело уже три немецких танка.
Во время выхода штурмовиков из атаки по танкам фашистскому истребителю удалось повредить самолёт Одноценова и ранить воздушного стрелка. Раненый сержант Уфимцев успел выпустить очередь по атакующему и поджёг его. «Мессершмитт» задымил и вышел из боя, но второй истребитель остался. Он решил добить повреждённую советскую машину, мотор которой работал с перебоями. Защиту штурмовика, со снижением планировавшего в сторону наших войск, взял на себя лейтенант Маракулин.
На самолёте Одноценова мотор окончательно отказал. Лётчик изо всех сил старался перетянуть линию фронта. Но самолёт уже потерял запас скорости и высоты. Земля приближалась с неумолимой быстротой. Одноценову ничего не оставалось, как садиться прямо перед собой, хотя окопы противника были совсем близко. Произведя посадку на нейтральную полосу, лётчик быстро выбрался из кабины и вытащил из самолёта раненого Уфимцева.
В это время Павел Маракулин бросал свой штурмовик то против фашистского истребителя, который пытался атаковать Одноценова, то против вражеских танков, которые устремились к советскому самолёту, совершившему вынужденную посадку на «ничейной» земле. Одна из контратак увенчалась успехом. Фашистский истребитель, с которым младший лейтенант сошёлся «в лоб», получил изрядную долю свинца и ушёл на свою сторону.
Маракулин вновь атаковал танки, продолжавшие продвигаться к советскому штурмовику. Эта помощь была необходима в ту минуту. Прикрываясь бронёй мотора, лётчик успел сделать стрелку перевязку и прикинуть, как удобнее перенести Уфимцева в безопасное место. Но опасность оказаться в руках врага была ещё очень большой.
Свой подвиг младший лейтенант Маракулин совершил на глазах многих сотен советских бойцов, отражавших вражескую атаку. Видел его и лейтенант Одноценов, который с раненым стрелком на спине полз по «ничейной» земле. Заметив, что танк с десантом на броне уже недалеко, лётчик укрыл в воронке потерявшего сознание Уфимцева и достал пистолет. И в этот момент услышал свист несущегося к земле горящего самолёта. Через секунду штурмовик врезался в тот самый танк, который преследовал Одноценова. Раздался огромной силы взрыв.
Так, спасая командира, героически погиб молодой коммунист Павел Маракулин. Память о нём, отличном, храбром лётчике, прекрасном товарище, умевшем сохранять бодрость даже в периоды больших трудностей и лишений, заразить ею других, навсегда осталась в сердцах его сослуживцев.
Лётчик снова взвалил раненого на и пополз дальше. Добравшись до своих, Одноценов позаботился о том, чтобы отправить Уфимцева в госпиталь. Он хотел лично, что называется с рук на руки, передать докторам раненого воздушного стрелка. Но в госпитале задержали и самого Одноценова. Врачи исследовали лётчика, сделали перевязку. Всё же он добился заключения, что состояние его здоровья не препятствует полётам, и поспешил в полк.
...К землянке подошёл лётчик с перевязанной головой, в разорванной меховой куртке. Он остановился перед плакатом: «Отомстим фашистам за смерть младшего лейтенанта Павла Маракулина!» Одноценов снял шлемофон и долго стоял, опустив голову.
Домой, на родину героя, в деревню Ардичи пришло сообщение: пропал без вести.
Вот такой наш земляк, заслуживший, чтобы о нём помнили! Жаль только, что награда так и не нашла своего героя.


А. РОССОХИНА,
методист ЦДТ

 

Архив номеров

пнвтсрчтптсбвс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930