12+ Последний номер:
26 Апреля 2024 года
Юрьянские ВЕСТИ
общественно-политическая газета Юрьянского района Кировской области

Небо сапёра Шмакова

0 335 25.05.2019, 09:48 Общество

«Мама, ты сделала меня сильным и смелым. Теперь я не боюсь темноты и чудищ, я боюсь лишь вновь оказаться на войне и видеть всё это».

Темнота, пустота, стоны людей, пыль, сотни звуков, непривычных человеческому уху... Биение сердца громче собственных мыслей о Родине, о доме. Беспросветная тяжесть, а потом пустота.

Великая Отечественная война перечеркнула мечты целого поколения, стала страшным испытаниям для советских людей. Солдаты шли на бой, не зная, что случится через минуту, через час, но все мечтали вернуться, построить дом, посадить дерево и воспитать достойную смену. Война застала врасплох вчерашних мальчишек. Каждый из них взял в руки оружие, но каждый третий не вернулся домой.

Шмаков Василий Васильевич – брат моей бабушки и человек, на которого я хочу равняться. Судьба улыбнулась ему, он вернулся домой, но Василий прошёл девять кругов ада, как на войне, так и после неё. Мой двоюродный дедушка родился за 17 лет до начала войны, то есть в 1924 году, и к началу её ещё мальчишкой работал на заводе.

Стук металла, лязг оружия, измученные лица женщин и детей, потухший взгляд, боль, застывшая в глазах. Беспомощность, но отсутствие возможности остановиться, оставить фронт без оружия. Они не думают о подвиге, но их борьба не менее важна.

 Моя бабушка всегда говорила, что её брат помогал всем и после войны, когда его призвали в 1943 году, он был в первых рядах уходящих на фронт. Он был стрелком восемьсот шестьдесят четвёртого стрелкового полка, но стрелком он был меньше года, а затем – сапёром.

Весеннее тёплое утро озаряет приход почтальона в деревню. На лицах измученных женщин появляются улыбки и волнение, некоторые закусывают губы до крови, а кто-то теряет сознание. Все хотят получить жёлтый лист, исписанный чернилами с фронта, но никто не хочет увидеть похоронку с родным именем.

Маленькая Лиза не понимает, почему мать и старшая сестра сами не свои, почему глаза мамы стеклянные и влажные от слёз, а голос пропал от постоянных криков. Когда брат ушёл на войну, Лизы ещё не было, она родилась через месяц после её начала. В это время на поле боя контуженный, измазанный кровью и грязью солдат успел обезвредить фашистские мины. Он даже не сразу понял, что его засыпало землёй, ничего не слышал, на его лице застыла улыбка. За тот бой молодой солдат получил медаль «За отвагу» и не представлял, что дома его уже поминают и оплакивают.

Это была далеко не последняя его весна. После 1944 года воевать стало тяжелее, вспоминал позднее Василий. Контузия давала о себе знать. Но спасала вера в Бога. Знал, что молились близкие, знал и был благодарен.

«Мама, спасибо тебе за то, что ты научила меня быть великодушным и милосердным. Когда на просёлочной дороге я встретил немца без оружия, я оставил его и поехал дальше, но он плюнул мне в спину. Скажи, мама, почему его никто не учил тому, чему учила меня ты, что я сделал не так?»

Смерть теперь часто проскальзывала рядом и дышала в спину. Как-то солдат лежал около болота, зная, что немцы готовы к атаке. Вроде место скрытое, мягкое, но что-то с ним не так, веяло от него холодом неприятным, могильным. Решил залезть подальше от воды, поближе к товарищу. Через секунду в то место упала фашистская бомба...

Целуешь в такой момент крест на груди и веришь, что сейчас мать стоит перед образом, молитвы шепчет и слёзы краешком платка вытирает. После такого боя поёшь песни, а в душе близкие, родные. И так хорошо бывает, чувствуешь, что народ с тобой, что вся страна воюет, и ты не можешь подвести Родину. Понимаешь, что есть ради кого воевать.

«Мама, спасибо тебе за то, что научила меня не бояться боли, теперь мне не страшна своя боль. Но боль товарища, умирающего на моих руках, невыносима».

Вернулся Василий Васильевич в родную деревню героем, но всё грустил, что в Германии не бывал. По-детски обижался, улыбался, был живым, но иногда уходил и смотрел в небо, может, хотел забыть тяготы войны, а может, вспоминал погибших товарищей. Никто не знал.

Героем он себя не считал, даже отказался от предложенных квартиры и машины, считая, что есть те, кто нуждается в них больше. С женой Валентиной они жили в маленькой холодной квартире, но не жаловались, были счастливы, что небо чистое, люди не дерутся за кусок хлеба и глоток воды. Стоит сказать, что он совершил ещё один, не менее значимый подвиг: воспитал достойную смену. Старший сын Василия Леонид стал майором, младший сын Николай воевал в Афганистане и стал подполковником, а дочка Людмила стала учителем и посвятила свою жизнь детям.

Василий не дожил до своего восьмидесятишестилетия пару дней. Все близкие вспоминали его как доброго и бескорыстного человека, говорили, что он не умел злиться. А моя семидесятисемилетняя бабушка Лиза вспоминает, как попробовала первый раз белый хлеб из рук тогда ещё незнакомого солдата, как он катал её на спине и рассказывал сказки.

Война – это то, чего мы не должны допустить никогда, наши деды воевали ради того, чтобы мы не знали, что это такое, чтобы жили в мире. Мы – поколение, которое обязано хранить память о войне и передать её нашим детям. Пока жива память, живы мы, мы в силах не допустить, чтобы земля покрылась кровью солдат и слезами матерей.

Сегодня, поверьте, я познакомила вас с очень достойным человеком, которого смело могу называть героем. Он стал частью великой истории русского народа. Мне есть на кого равняться.

А. Алексеева, ученица Юрьянской школы 

Архив номеров

пнвтсрчтптсбвс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930