12+ Последний номер:
17 Апреля 2024 года
Юрьянские ВЕСТИ
общественно-политическая газета Юрьянского района Кировской области

Здесь провожают и встречают поезда

0 128 12.11.2022, 10:40 Новости

Наш посёлок с давних времён является железнодорожной станцией. Именно со стальными магистралями связано его появление и дальнейшее развитие. Станция Юрья, расположенная на 67-ом километре Сусоловского участка Горьковской железной дороги, заслуживает о себе отдельного рассказа. Давайте вместе вспомним её историю, поговорим о сегодняшнем дне.


В августе 1865 года началось строительство Пермь-Котласской железной дороги. В 1897 году в архивных документах упоминается первый начальник железнодорожной станции Юрья Андржейкович Казимир Эразмович, что даёт основание утверждать: именно с этой поры стал застраиваться посёлок, а в контексте нашего материала – работать железнодорожная станция.
Строительство дороги одновременно велось от города Вятка и от Котласа. Главным инженером работал Шевелкин Н.А, в этом процессе участвовал и Гриневский А.С. (будущий известный писатель Александр Степанович Грин). Железнодорожный мост через речку Юрья возводился в 1897 году под руководством инженера Моржова. Он жил на квартире в селе Верховино. Слыл образованным, знающим своё дело человеком. Имел личную библиотеку, которой пользовались и простые люди. Что касается самого моста, то его основание было возведено из деревянных балок в 20 пудов, на эти балки ставили каменную бетонную плиту. А затем строили и мост. Рабочие были из окрестных деревень, работали подённо, вручную. Основными орудиями их труда были лопата, топор, носилки, тачка.
Ещё из архивных материалов. В них упоминается имя старейшего работника железной дороги Шеромова Дмитрия Ивановича. По его словам, до революции 1917 года через станцию Юрья в сутки проходило три товарных поезда весом 320 тонн. Паровоз марки ОВ тянул 12 двуосных вагонов со скоростью 20 километров в час. Пассажирских поездов проходило два – на Киров и Котлас. На станции садились и выходили до десяти человек в сутки. Обслуживали её семь человек: начальник, два помощника, три стрелочника и один сторож. Также они заготовляли дрова для паровозов. В первое время здесь было построено два барачных дома. В одном из них жил начальник с обслуживающим персоналом, в другом – чернорабочие, путейцы. Рядом стояло небольшое здание, которое называли «кипятилка» – здесь брали кипячёную воду. Когда останавливался поезд, пассажиры спешили, чтобы набрать кипяточка.
Водонапорная башня и водокачка были неотъемлемой частью любой железнодорожной станции. Находились они и в Юрье. Вода требовалась для заправки паровоза.


Наша благодарность за эти пусть небольшие, но сохранившиеся и дошедшие до наших дней сведения.
Далее речь пойдёт о станции послевоенного периода, и помогут нам в этом два здравствующих ветерана-железнодорожника – одна восьмидесятилетняя женщина, проработавшая дежурной станции Юрья с 1965 по 1995 год, то есть целых тридцать лет (фамилию в газете просила не называть), и Антонина Семёновна Каюк, отметившая в этом году 90-летний юбилей. В 1951 году она впервые заступила на работу стрелочником первого поста (который у переезда) и потом 27 (!) лет оставалась верна этой важной точке. Обе сейчас проживают в домах, построенных для железнодорожников.
Если суммировать картину по их воспоминаниям, то жизнь на станции в те времена буквально бурлила. Работы было очень много. А что это значит? Все существовавшие в посёлке предприятия вывозили или принимали те или иные грузы: нефтебаза принимала цистерны с бензином, кондитерская фабрика отправляла свою продукцию, «Сельхозтехнике» доставляли машины, удобрения, «Заготзерно» везло зерно, лесные организации – лес. Путей, кто помнит?, тогда было шесть.


Это сейчас поезда тянут мощные локомотивы, а наши дорогие ветераны ещё застали раритетные паровозы. Вот что вспоминает Антонина Семёновна: «Пассажирские составы водил «Сталинец», а грузовые – «Эрка» и «Лебедянка», последний, пожалуй, был помощнее. Но всё равно сил не хватало, и в ход пускали так называемый толкач. Очень он помог в годы строительства военного городка, когда грузы шли днём и ночью. А тепловозы, конечно, красота – только свистнут, и любой подъём преодолевают. Да и машинисты теперь в чистоте ездят, в рубашках, а раньше... чёрные лица, в копоти и саже».
Да, для одних станция ассоциируется с трудовыми буднями, а для других, очень многих земляков, – с моментами из жизни, как уезжали в дальние края или, наоборот, возвращались оттуда. Ещё не существовал сервис покупки билетов онлайн, и люди приходили к билетной кассе, стояли очередь, а перед поездом коротали минуты в зале ожидания. И всё это происходило в старом деревянном вокзале, который люди старшего поколения хорошо помнят.
Столетний вокзал ушёл в историю в феврале 2010 года, о чём свидетельствовал репортаж в нашей газете. Тогда открылся новый вокзал-красавец – с вручением ему символического ключа, присутствием первых лиц области и района. Внутри помещения светилось современное электронное табло с расписанием поездов. Открытие вокзала стало настоящим праздником для посёлка, на него собралось множество юрьянцев.


То прекрасное событие вспомнила и нынешний начальник станции Юрья Наталия Евгеньевна Глухих во время нашей встречи. Понятный для населения вокзал на правильном железнодорожном языке (и в документах!) значится, как пост ЭЦ (электрической централизации) с пассажирской группой. По сути, он является реконструкцией станции, тогда ушли от ручной работы перевода стрелок, этот процесс заменила умная автоматика. В новом здании – тепло, уютно, удобно.
Наталия Евгеньевна – человек-эпоха для своей работы. На железную дорогу она пришла 24 октября 1988 года оператором при дежурном по станции Юрья, затем работала дежурной по этой станции и вот уже 12 лет занимает хлопотную должность начальника станций Юрья, Чащинский. Награждена многими грамотами. Имеет знак «Почётный железнодорожник РФ» (2004 год). Из недавних наград 2022-го года – звание «Почётный работник Горьковской железной дороги», Благодарность от министра транспорта РФ.
Наша собеседница поделилась, что объём грузовых работ раньше и сейчас сильно отличается. Если в былые годы только один леспромхоз отправлял до 50 вагонов в сутки (грузили на нижнем складе козловыми кранами), то теперь от всех лесных предприятий посёлка за весь месяц уходит от 80 до 100 вагонов. Также идут грузы от воинской части, но эта информация закрыта.
А что вообще в настоящее время проходит через станцию Юрья? Констатируем: 14 пар грузовых поездов, три пары – пассажирских, три пары – пригородных, одна из них сообщением «Киров – Великая», более известная в народе как электричка. Штат на станции укомплектован полностью. Это – дежурные по станции, составители поездов, приёмосдатчики груза и багажа. Коллектив слаженный и дружный.
Да, жизнь вносит свои коррективы в ритм станции, многое меняется, но неизменным остаётся одно – все звенья одной большой цепи работают на нашу с вами безопасность. Это требует серьёзной ответственности от людей, причастных к станции. И здесь, как отмечает Наталия Евгеньевна Глухих, в строю остаются только сильные люди.


Елена КАЗАКОВА.
Фото автора и из архива станции Юрья.
Использованы материалы районного архива.
 

Архив номеров

пнвтсрчтптсбвс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930